Учебная    деятельность                                           


 

 Согласно Закону "Об образовании в РФ", гимназия существляет обучение  всего контингента детей . В соответствии со статусом образовательного учреждения, потребностями учащихся и их родителей в гимназии реализуются:

Также учащимся предлагаются дополнительные программы по курсам,  элективным курсам, кружкам.

Основное общее образование характеризуется наличием:

Образование в средней (полной) школе характеризуется профильным обучением. Контингент учащихся старшей ступени складывается из 90% выпускников основной ступени и 10% вновь пришедших.

Модель образовательного процесса МОУ «Гимназия № 4»

Концепция развития гимназии

Основная концепция деятельности нашей гимназии – это создание системы непрерывного развивающего обучения: детский сад – гимназия - вуз, которая поможет решить проблемы достаточной подготовки учащихся для обучения в гимназии и ликвидировать оторванность программы среднего образования от требований, предъявляемых при поступлении в высшее учебное заведение.

Подготовку детей для обучения в гимназии  решает  прогимназия, ориентированная на детей 5-6 лет, в рамках которой начинается сквозное изучение информатики и английского языка.

Проблема качественной подготовки учащихся в вузы  решается за счет:

  • Реализации системы преемственности образовательных программ с учетом концепции о непрерывности образования;

  • Поиска новых форм обучения и внедрению компьютерных технологий;

  • Совершенствования системы учебно-методической работы;

  • Интеграции гимназического и вузовского обучения;

  • Постоянно развивающейся системы дополнительного образования, профилизации обучения;

  • Отработки гибкой системы профилей с учетом реальных потребностей рынка труда;

  • Формирования здоровьясберегающей образовательной среды;

  • Повышения информационной культуры и функциональной грамотности выпускников;

  • Использования Глобальной сети Интернет для разработки творческих проектов, презентаций;

  • Создания системы мониторинга качества обученности обучающихся

    Система непрерывного обучения органически связывает дошкольный период начальную и среднюю школу. И так как учебный план мы реализуем в режиме шестидневной учебной недели, это позволяет иметь дополнительные часы гимназического компонента, а они, в свою очередь, обеспечивают вариативность образования, помогают полнее учесть образовательные потребности учащихся и социальный заказ их родителей.

    Базовое содержание обучения дополняется материалами, необходимыми для интеллектуального развития учащихся.

    Введение так называемого развивающего дня в начальной школе, в рамках которого учителями-предметниками проводятся  нетрадиционные предметы и спецкурсы (риторика, краеведение, введение в экономику и экологию, история Отечества, иностранный язык, информатика), дает возможность сформировать у младших школьников целостную систему восприятия окружающего мира.

    Вышеизложенные возможности позволяют создать лингвистический модуль, который включит:

  • Увеличение часов русского языка во всех классах;

  • Углубленное изучение русского и английского языков и литературы;

  • Введение специальных курсов с 5-го по 11 класс:

  • Введение в лингвистику;

  • Шедевры американской, немецкой, французской, английской литератур;

  • История и культура англоязычных стран;

  • Введение в латинский и старославянский языки.

Система непрерывного обучения предлагает поэтапное введение ребенка в мир знаний,  стимулирует  процессы самообразования в среднем и старшем звене.

Приоритетные направления развития гимназии

Управленческая деятельность администрации

 

Сложность содержания деятельности гимназии, - многоплановость и динамика образования, отраженные в образовательной программе предопределяют необходимость эффективного управления этими процессами.

В управленческой сфере основной акцент делается на разработку системы тщательного отслеживания образовательных процессов в гимназии с целью своевременного предупреждения проявления негативных педагогических явлений.

В настоящее время важным направлением деятельности учителей и администрации является осуществление мониторинга и экспертизы.

Мониторинг позволяет отслеживать движение ученика в учебном процессе, эффективность используемых учителем технологий, приемов обучения.

По данным мониторингов проводим собеседование с учителями, учащимися, родителями, анализируем данные диагностики, прогнозируем развитие.

Прочно вошли в практическую деятельность администрации тестирования, диагностические срезы, письменные промежуточные и годовые контрольные работы.

Определяя пути развития образовательной системы, администрация гимназии исходит из тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности учащихся.

Инновационная деятельность гимназии

В качестве механизма реализации программы развития, педагогический коллектив использует инновационную и экспериментальную деятельность.

Одним из важнейших элементов реформирования традиционной системы обучения стали для нашей гимназии информационные компьютерные технологии. Они явились средством формирования научного мировоззрения, современных представлений о природе, обществе, человеке, об отношении к окружающей действительности.

Благодаря применению компьютерных технологий процесс обучения вышел на новый уровень, что позволило коллективу гимназии качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

В качестве эффективного средства обучения важная роль отводилась использованию мультимедийных (электронных) учебников, которые позволили нам:

  • Разнообразить способы подачи учебного материала;

  • Обеспечить быструю обратную связь;

  • Показывать, рассказывать, моделировать;

  • Быстро находить необходимую информацию;

  • Оценить результаты работы учащихся по всем предметам;

  • Развивать исследовательскую деятельность;

  • Обеспечить высокую степень наглядности и интерактивности.

Широко используемые на практике проектные технологии позволили задействовать в этом процессе учителей-учеников-родителей.

Все это позволило повысить качество знаний и мотивацию учащихся к обучению.

Учителя применяют на своих уроках от специально обучающих и контролирующих компьютерных программ по предмету до возможностей сети Интернет, позволяющих осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Каждая учебная программа предусматривает обязательное выполнение различных творческих заданий.

В гимназии создается банк мультимедийных презентаций, выполняемых на уроке и во внеурочной деятельности.

С помощью Интернет-технологий учащиеся работают над созданием исследовательских работ и проектов.

Это позволяет им приобретать навыки поиска и работы с огромным объемом информации, а также получать возможность проявить свои способности.

Учителя гимназии делятся своим опытом работы в области внедрения компьютерных технологий на семинарах, проводимых для зам. директоров по УВР нашего города

  • «Мониторинг как средство повышения качества учебно-воспитательного процесса»

  • «Лингвистическая гимназия как технология открытого гуманитарного образования»

  • «Модернизация учебного процесса средствами компьютерных технологий»

  • "Моделирование системы непрерывного образования"

Все проведенные семинары получили высокую оценку коллег.

Компьютерные технологии используются в работе дошкольного центра и во внеурочной деятельности.

Проводим гимназические олимпиады с применением компьютеров, развивающие игры, различные конкурсы, презентации и проекты воспитательного характера.

В области инновационной и экспериментальной деятельности гимназии в качестве приоритетных направлений рассматриваем и реализацию концепции профильного обучения на старшей ступени и предпрофильной подготовки на средней ступени обучения.

Информационная работы по предпрофильному и профильному обучению ведется уже с 8 го класса.  Целый ряд предметных спецкурсов проводится в гимназии, что дает возможность  замотивировать учащихся 8  классов.

Узучаемые предметы и курсы

Дополнительное образование

  • Экология человека и ОБЖ;
  • Психология личности;
  • Теория морфологии современного русского языка;
  • Орфография современного русского языка;
  • Начала анализа и математические модели естествознания;
  • Комбинаторика;
  • Психология общения;
  • Теория синтаксиса современного русского языка;
  • Пунктуация современного русского языка;
  • Введение в английскую литературу;
  • Природопользование;
  • Демократия в современном мире;
  • Основы языкознания;
  • Земляне и природа;
  • История географических открытий;
  • Выдающиеся люди Отечества;
  • Экономика;
  • Риторика;
  • Краеведение;
  • Культура речи;
  • Стилистика;
  • Русская словесность (лингворечевой компонент);
  • Молекулярные основы жизни;
  • Введение в языкознание;
  • История и культура англоговорящих стран;
  • Шедевры американской литературы;
  • Ведение в латинский язык;
  • Основы лингвистических знаний;
  • Античная культура;
  • Введение в немецкую литературу;
  • МХК;
  • Старославянский язык.
Предметные кружки и спецкурсы:
  • Математические;
  • Литературные;
  • Иностранного языка;
  • Спортивные;
  • Студия декоративно-прикладного творчества «Радуга»;
  • Университет экологических знаний;
  • Военно-патриотический клуб «Долг".